Новости

2022 – год СТМ в России: новые категории и новые товары на рынке private labels

Новости отрасли
2022 год эксперты рынка называют годом СТМ в России, и неслучайно. Подробнее, вы сможете прочитать в статье на New Retail: https://new-retail.ru/business/2022_god_stm_v_rossii_novye_kategorii_i_novye_tovary_na_rynke_private_labels/

Если в предыдущие годы выпуск товаров под СТМ практиковали отдельные крупные ритейлеры, которые предлагали преимущественно продукты питания и товары для дома, то в 2022 году выпуск собственных торговых марок приобрел массовый характер. Вспомним самые интересные новинки сегмента. Реализация СТМ получила активное развитие в категориях одежда, обувь, бытовая техника, деликатесы, кондитерские и ЗОЖ-продукты.
Эту тенденцию подтверждают данные из отчета исследовательской компании NielsenIQ, согласно которому суммарная доля топ-50 FMCG брендов в структуре продаж продолжает сокращаться. Доля СТМ к сентябрю 2022 года выросла уже до 9% как в продуктовых, так и в непродовольственных категориях. Выпуск продукции под собственными торговыми марками в условиях санкций стал для ритейлеров не только источником повышения маржи, но и способом продвижения продуктов, а также реальным инструментом импортозамещения. Мы отобрали несколько интересных кейсов по СТМ, которые стартовали и активно развивались в 2022 году. Для более четкой картины мы разбили СТМ по категориям, в которых они были запущены.

Бытовая техника
Устойчивый рост спроса на технику собственных торговых марок в 2022 году отметила группа «М.Видео-Эльдорадо». Реализация СТМ под брендами Novex и Hi была запущена группой еще два года назад. За первые шесть месяцев 2022 года продажи товаров увеличились примерно на 60% относительно прошлого года.
Маркетплейс «Яндекс.Маркет» в уходящем году только приступил к продаже первой продукции СТМ из линейки электроники и бытовой техники под брендом Tuvio. Скоро на «Яндекс Маркете» можно будет также заказать холодильники, стиральные машины, микроволновые печи и другую домашнюю электронику и бытовую технику.
Под занавес 2022 года начало продаж крупной и мелкой бытовой техники под брендом Domfy анонсировала сеть онлайн-магазинов «Ситилинк». Компания планирует расширить ассортимент бренда до 60 наименований ко второму кварталу 2023 года.

Косметика
В 2022 году сети дрогери «Улыбка радуги» пришлось убрать с полок магазинов около 700 товарных позиций, цены на которые производители подняли на 40-60%. Взамен компания предложила потребителям товары более доступных торговых марок, а также продукцию собственных брендов. В августе в магазинах сети появились средства нового бренда Botaniqua, который стал первой собственной торговой маркой натуральной косметики и шестидесятым СТМ в портфеле ритейлера. 
Схожую стратегию развития в уходящем году выбрал косметический ритейлер «Л’Этуаль». Компания сделала фокус на брендах, которые производятся в России, и на брендах собственных торговых марок. Лидерами продаж среди СТМ стали DOLCE MILK, SODA, Moriki Doriki. «Л’Этуаль» продолжала сдерживать цены на стратегически важные продукты СТМ - тушь и тональные средства, чтобы они оставались доступны для клиентов сети.  
Портфель СТМ ритейлера «Магнит Косметик» в 2022 насчитывал 14 брендов в разных категориях, три из которых вышли на рынок в прошлом году. Среди них - бренд корейской уходовой косметики KuMiHo. Сейчас доля СТМ ритейлера в товарной матрице составляет 10%. В сети планируют развивать этот ассортимент.

Продукты для сторонников ЗОЖ
В 2022 году сеть супермаркетов «Перекрёсток» значительно расширила линейку ЗОЖ-товаров СТМ «Зеленая линия», которая превысила 350 позиций.
Тем временем сеть магазинов премиум-класса «Азбука вкуса» запустила на фабриках-кухнях в Москве производство растительного мяса под собственной торговой маркой Eat no meat. Пока новая линейка представлена двумя видами продуктов – куриные и говяжьи котлеты, в качестве сырья для которых используется гороховый белок.
Розничная сеть «Лента» в уходящем году обновила свой суббренд «Лента LIFE», под которым она выпускает ЗОЖ -товары, и расширила его ассортимент. Теперь в магазинах сети можно приобрести продукты без лактозы, сахаров, глютена, ГМО, искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов, с высоким содержанием клетчатки, обогащенные витаминами и минералами, семенами и злаками.

Товары для дома
Платформа «Яндекс.Маркет» в 2022 году начала продавать детские товары под собственным брендом Junion.
Причиной запуска ритейлерами и маркетплейсами СТМ в категории товаров для дома стало, конечно, закрытие магазинов ИКЕА. Так, маркетплейс Ozon, быстро почувствовал новую нишу и приступил в уходящем году к реализации одежды и постельного белья под собственными марками. Продажа одежды СТМ ведется под брендом Hola.
Сеть магазинов «Магнит» серьезно нарастила долю СТМ в своем ассортименте. Сегодня почти каждый пятый товар в «Магните» продается под собственной торговой маркой (СТМ). Доля СТМ в продажах сети по итогам первого полугодия 2022 года увеличилась на 2 п.п. и превысила 20%. В 2022 году «Магнит» интегрировал в ассортимент более 300 новинок СТМ, больше всего их появилось в категориях «Консервированные продукты», «Молочная продукция», «Парфюмерия и декоративная косметика», «Уход и гигиена» и другие. Наибольшие продажи показывают товары в среднем ценовом сегменте. Сейчас портфель собственных брендов насчитывает 25 марок и 4 000 позиций.


Подробнее на New Retail: https://new-retail.ru/business/2022_god_stm_v_rossii_novye_kategorii_i_novye_tovary_na_rynke_private_labels/